А техпаспорт-то ненастоящий! Реальные истории о "выгодной" сделке купли-продажи авто
Просмотреть в новостях: А техпаспорт-то ненастоящий! Реальные истории о "выгодной" сделке купли-продажи авто

 
 
Новая тема  |  Ответить    Список форумов AV.by -> Обсуждение новостей
версия для печати
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Практически каждый второй автомобилист хотя бы раз в жизни покупал или продавал автомобиль или хотя бы задумывался об этом. Невзирая на внешнюю простоту сделки, в этом вопросе есть множество нюансов, о которых, как говорится, - лучше узнать на берегу, дабы не пойти ко дну, будучи уже далеко от суши. Как ни парадоксально, но как только речь заходит о процедуре купли-продажи машины, многие тут же бегут распечатывать бланк договора и, не читая, подписывают его, или не смущаются при виде ксерокопии паспорта собственника авто, наивно полагая, что на этом их миссия покупателя исполнена на все 100% и они в безопасности.

Отчего же тогда суды переполнены делами? Посему, прежде чем заглядываться на бэушную иномарку из РФ или Беларуси, подумайте о самом главном – как из покупателя не превратиться в потерпевшего? Сегодня мы поговорим о самых популярных и наиболее опасных уловках мошенников, а также способах борьбы с ними. Разобраться в этом нам помогут эксперты – начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере автобизнеса ГУУР КМ МВД РБ полковник милиции Малахов Алексей и старший оперуполномоченный этого отдела подполковник милиции Самило Александр.

У любой медали есть оборотная сторона

Как только обнаружился факт того, что белорус купил автомобиль с поддельным техпаспортом или перебитым номером, дело попадает в подразделение уголовного розыска для проверки – что, где и когда случилось, а также кто главные фигуранты незаконной сделки. Чаще всего в рассказе от первого лица (пострадавшего) звучит такая версия событий: нашел интересный вариант в Интернете, приехал в Россию, созвонился и встретился с продавцом, после чего начинают всплывать пикантные детали.

- На сегодняшний день процедура снятия с учета и регистрация ТС в РФ происходит по упрощенной схеме: собственник авто может от руки выписать договор купли-продажи, а белорус, уже как новый владелец, сам едет в подразделение ГИБДД, проводит там перерегистрацию на свое имя и получает СТС российского образца, в котором делается отметка о том, что купленный автомобиль снят с учета в связи с убытием за пределы Российской Федерации, и выдаются транзитные номера. Когда белорус возвращается домой и отправляется в МРО, начинают всплывать проблемы. Стоит напомнить, что по каждому автомобилю, прибывшему из стран Таможенного Союза, направляется запрос для того, чтобы удостовериться, что такой автомобиль действительно там был и снимался с учета. В противном случае организуется проверка, проводится экспертиза всех документов и выясняются криминальные подробности приобретения угнанной или кредитной машины, - вкратце рассказывает стандартный алгоритм покупки авто из РФ Малахов Алексей.

С одной стороны, эти нововведения упростили прежний порядок продажи машины, а с другой - у любой медали есть оборотная сторона. На практике, отсутствие у собственника в РФ обязанности снять автомобиль с учета при его купли-продажи приводит к нарушению прав и продавца, и покупателя, которые происходят как преднамеренно, так и безо всякой «задней мысли».

С Запада – на Восток

Долгое время основной поток транспорта ввозился в Беларусь с Запада. В последние годы направление уверенно поменялось на Восток – машины покупают преимущественно в России. Известный автомобильный бум конца 2014 года остался слегка позади, но здорово сгустил краски нынешней картины авторынка. Тогда, в связи со спросом на «бэушки» восточной соседки, преступники оперативно сориентировались - и странно ли, что основной массив проблемных машин оказался именно в России? После того, как ажиотаж спал, с июня 2015 года количество ввезенных (в том числе и проблемных) авто из РФ заметно уменьшилось. Но проблема остается актуальной и по сей день. Так что каждый белорус, планирующий приобрести автомобиль, должен задуматься над тем, что, у кого и как он покупает.

Кофе за наш счет

  1. Типичная ошибка покупки авто – заключение договора купли-продажи и приобретение машины по поддельному СТС, в котором фигурирует фамилия ненастоящего продавца - «Иванов». Покупатель не проверяет паспорт или документ, удостоверяющий личность продавца, – действительно ли перед ним тот самый «Иванов». С договором и СТС на имя «Иванова» он приезжает в ГИБДД, чтобы снять с учета и зарегистрировать авто на себя, а ему говорят: «А что вы нам привезли? Иванова не существует, техпаспорт поддельный, а сама машина числится в угоне».

Вторая разновидность этой ошибки – слепая вера белорусов в то, что, покупая авто в РФ, можно отсидеться в гостинице или попить кофе на время снятия его с учета и регистрации в ГИБДД. Преступники с российской пропиской талантливо убеждают соседей из Беларуси предоставить им паспортные данные, а потом привозят и сам автомобиль, и договор купли-продажи, и техпаспорт установленного образца, где покупатель будет указан как собственник. Самая главная уловка – присутствие покупателя не обязательно! Как только счастливый белорус приезжает в отдел регистрации транспорта Беларуси – наружу выскакивают и поддельные документы, и ворованный автомобиль, и перебитый номер кузова. А продавец уже пропал с концами – никаких реквизитов и тишина на проводе.

Эту схему можно проиллюстрировать на примере BMW X5 2012 года, который был зарегистрирован в ноябре прошлого года. По словам владельца, этого баварца он приобрел в 2011 году в московском автосалоне по договору купли-продажи и приехал в Минск, чтобы поставить его на учет. Как признался мужчина, в Москве его успокоили, мол, посиди, подожди, кофе за наш счет, а через два часа авто будет снято с учета. Человек был безмерно счастлив, но счастье это длилось недолго. Первая экспертиза показала – у машины измененный VIN-код и поддельный СТС.

- Во-первых, собственник автомобиля и лицо, продающее вам машину, должны совпадать, иначе велика вероятность того, что перед вами стоит перекупщик, а это уже совершенно другая история. И желательно пойти с договором купли-продажи в ГИБДД вместе с продавцом – стопроцентная гарантия того, что все будет в порядке. Если продавец честный и порядочный человек, то он никогда не откажет и потратит час на то, чтобы белорус прошел сверку номеров, получил СТС российского образца и только потом отдал деньги или доплатил задаток – тут уж как договорятся обе стороны. Примечательно, что на эту схему попадаются как покупатели дорогих Toyota Land Cruiser, так и, например, бюджетного седана Volkswagen Polo, - предупреждает Малахов Алексей.

  1. Продажа кредитных или лизинговых авто. Суть схемы такова: мошенник или преступная группировка привлекают человека, который, получив денежное вознаграждение, берет для них в банке кредит на покупку авто, причем его обеспечивают поддельными справками о доходах. Затем они покупают на выданные деньги новый автомобиль, который, естественно, забирают, а сами некоторое время выплачивают кредит. А эта машина тем временем уже продается и уезжает в Беларусь. Как только перестают поступать платежи, работники банка звонят кредитополучателю, на что он отвечает: «Я не имею к этому никакого отношения. Ко мне подошли неизвестные, попросили взять кредит и обещали его выплачивать». Если установится факт мошенничества и кредитополучатель выступит в качестве пострадавшей стороны, то нанесенный материальный ущерб должны возместить как раз те «неизвестные» лица.

В случае продажи кредитного авто по этой схеме используется «подмена ПТС» - либо поддельный, либо дубликат. Чтобы аннулировать запись о первом владельце – банке и продать авто белорусу, в особой графе ПТС должен фигурировать автохаус, дилер или другая площадка. Покупатель регистрирует авто без проблем, а спустя некоторое время в России разбираются в ситуации и выясняют, что некие лица завладели машиной и деньгами банка, в результате чего авто объявляют в розыск.

- Например, почти новый Land Cruiser 200, не так давно задержанный в Центральном районе Минска, приехал из России. Возникли подозрения в подлинности документов – в ПТС обнаружились следы подделки, а Toyota находилась в базе розыска РФ. Только кто в этой ситуации мошенник – тот, кто брал кредит и выглядит как потерпевший. Или тот задержанный, кто уже в Беларуси продавал авто? Или белорус, который купил его, временно зарегистрировал и в этот же день снял с учета с целью дальнейшей перепродажи? Кого называть в этой конкретной ситуации преступником? В данном случае мы прервали цепочку и предупредили возможную покупку этой «Тойоты» уже в Беларуси. То есть в каком-то смысле мы спасли потенциального белоруса-покупателя и не пустили ворованную иномарку в дальнейший оборот. Как правило, в таких случаях украденный автомобиль отдают потерпевшему назад в РФ, а ведь кто-то успел лишиться честно заработанных денег на сумму, равной стоимости столичной двухкомнатной квартиры, - рассказывает Самило Александр.

- Самый главный совет – покупать новый автомобиль у официального дилера, а не у сомнительного автосалона по стоимости, ниже рыночных цен. Также рекомендуется пробивать авто по базе, которая находится в свободном доступе для жителей РФ и Беларуси. Для того, чтобы получить информацию о машине, достаточно зайти на официальный сайт ГИБДД и перейти в раздел «проверка автомобиля». Вбив VIN-код, вы сможете проверить машину на предмет нахождения ее в розыске или иных ограничений на регистрационные действия. Но если номера успели перебить, то база в этом случае уже не поможет, - рекомендует Малахов Алексей.

Кроме того, вам, как потенциальному покупателю, нужно насторожиться при виде дубликата ПТС. Если вы приобретаете машину старше 10 лет, то на этот факт (замена утерянного или пришедшего в негодность ПТС) еще можно закрыть глаза, но, если автомобиль относительно или совершенно новый, то есть до 5 лет, то стоит задуматься, а не взята ли машина в кредит и не находится ли ПТС в банке? На руках у продавца должен быть оригинал ПТС (пусть это не всегда стопроцентная защита, но, тем не менее, это своего рода гарант безопасности). Если дубликат получен из-за утери, то это обстоятельство должно насторожить.

Как разновидность этой схемы – покупка машины в автохаусе. Владельцы некоторых фирм, беря авто на продажу, начинают использовать их по своему усмотрению: перепродавать по заниженным ценам, менять на другие, закладывать в счет долгов. Когда владелец обнаруживал, что машины нет на стоянке, деньги либо не отдавали вовсе, либо передавали лишь часть прибыли. А на возникающие претензии отвечали - в компании возникли «непредвиденные финансовые трудности». В этой связи нельзя не вспомнить историю «Автокомпанисевен», который таким образом обманул около 500 человек.

  1. Покупка авто в РФ с белорусскими регзнаками или транзитами. Мошенник рассказывает историю о том, что когда-то купил машину в Беларуси, а сейчас продает. Она уже снята там с учета, осталось только заехать в МРО ГАИ, чтобы зарегистрировать ее на себя. Или преступник выписывает доверенность, с которой покупатель якобы сможет самостоятельно снять купленную иномарку с учета и тоже оформить ее на себя. Опять же, белорус покупает машину у вымышленного «Иванова», который якобы переехал из Минска в Москву, а перед поездкой успел снять авто с учета. И когда человек едет в МРО, там ему выносят предсказуемый вердикт – липовые белорусские документы, такого Иванова нет в природе, а регзнак объявлен в розыск по причине утери или хищения.

Случается, знаки пропадают в Беларуси, а потом вывозятся в РФ и вешаются на ворованные машины, которые потом вновь возвращаются на Родину. Как правило, наступают те же самые юридические последствия, о которых говорилось выше. Профилактика таких историй тоже во многом схожа: личное присутствие в ГАИ при выдаче СТС – там однозначно не поставят на учет залоговое или с перебитыми номерами авто. И, конечно же, покупка у фактического владельца.

- При таком способе обмана обычно фигурируют 15-летние иномарки. Вспоминается, как в 2014 году в Могилевской области задержали водителя Audi 1988 года, который год как отъездил на машине, привезенной из РФ, но так и не доехал до местного МРО ГАИ. И хотя в техпаспорте была указана регистрация в Беларуси, на самом деле эта «Ауди» никогда не стояла у нас на учете. Выходит, почти год человек катался по сельской местности в Беларуси, а его никто так и не проверял, - приводит пример начальник отдела.

Особенности национального обмана

Справедливости ради нужно сказать, что проблемные авто везут не только из РФ, точно такой же транспорт приезжает также из Германии, Польши или Литвы. Но ведь большинство белорусов идет на местный авторынок или просматривает объявления в Интернете – и там тоже не обходится без обмана. В Беларуси действует те же схемы мошенничества, разве что с более с национальным колоритом.

  1. Продажа авто по ксерокопии паспорта, которая последние несколько лет никого не смущает – правда, до тех пор, пока покупатель не узнает, что машина в розыске или с липовым техпаспортом. Сложно понять тех, кто, расставаясь с деньгами, отдает их первому встречному, который просто сидит за рулем. Хотя, чтобы не обмануться, достаточно заключить договор купли-продажи в присутствии обеих сторон и сотрудников МРО ГАИ. Пока деньги у покупателя, он диктует условия и выбирает механизм сделки – это свобода выбора. Но человек думает: вроде бы адекватный продавец, есть справка-счет, техпаспорт и можно зарегистрировать авто в одиночку. А ему наврали с три короба и подсунули «пустышку». И, как только вскрылся обман, он тут же кричит: «Меня обманули!»

- Буквально три недели назад мужчина из Гомельской области приехал в Минск посмотреть Renault Duster. Купил его за $10 тысяч и вернулся домой, чтобы поставить авто на учет. А ему выдают: номер изменен, документы поддельные, автомобиль похищен. Как следствие, белорус, который, вероятно, годами копил на французский кроссовер, остался одновременно и без денег, и без машины. Из рассказа мужчины стало понятно, что «француза» купили не у реального автовладельца – водитель не удосужился даже заглянуть в паспорт продавца, а в свидетельство о регистрации вписали несуществующего «Иванова». И кто виноват?

- У этой истории могло бы быть и более интересное продолжение. Случается, купил белорус автомобиль, а потом заподозрил неладное – но вместо того, чтобы обратиться в ГАИ, он перепродает авто другому белорусу. Логика простая: поскорее избавиться от «проблемной» машины, чтобы сохранить хотя бы деньги. Это не системный случай, но нужно помнить, что такие машины идут по рукам, и когда ворованная иномарка наконец всплывает, выясняется, что белорус обманул белоруса – а где начало преступной цепочки и кто главный зачинщик? Иногда цепочка разрастается до 5-7 звеньев – так было, к примеру, в случае с ворованной Toyota RAV4, которая продавалась из рук в руки, как эстафетная палочка. И кто из них реальный преступник? Вывод напрашивается один: выбирай, кем тебе хочется быть в этой жизни, - покупателем или потерпевшим? Если первый вариант, тогда в чем проблема - отдавай деньги только в руки собственника и заключай сделку в присутствии сотрудников ГАИ, - резюмирует Александр Самило.

  1. Чистый обмен или с доплатой законной машины на проблемный вариант. Как правило, в таких случаях все банально: авто не продавался полгода, и вдруг появился покупатель, который готов выгодно поменяться. Люди разговаривают, пишут друг другу расписки, меняются, если нужно, доплачивают и разбегаются, а потом в ГАИ вскрывается горькая правда. Иногда человек понимает, что его обманули, и тоже ищет, кому же его можно по-быстренькому реализовать. Обмен из разряда «ключ на ключ» чреват плачевными последствиями – чтобы их избежать, нужно оформляться в ГАИ, гарантируя честность сделки. Пример тому история в Лепеле – «честный» BMW поменяли на ворованную Mazda, сыграв на том, что владельцу доплатили и угадали с его желанием приобрести вариант поновее. Как итог: ни денег, ни машины – а претензии предъявлять опять некому.
  2. Аренда авто иностранцам с поддельными паспортами. Как правило, приезжают граждане из Ближнего Зарубежья, имея при себе липовый документ. Например, берут на 2 дня BMW X6 и уезжают в Москву с концами. Спустя два дня прокатная фирма обращается в милицию и выясняется, что автомобиль украли с использованием поддельных документов (через проверку реквизитов в договоре) и сейчас он катается где-то в России. 

Вторичный рынок как территория обмана

Методы борьбы с преступностью совершенствуются с годами, органы МВД повышают свое мастерство, а в ответ преступники тоже прогрессируют и идут на самые непредсказуемые уловки. Кто-то рисует документы, переходя от кустарного до высочайшего уровня подделки. Кто-то талантливо перебивает номера. А кто-то ворует с концами и делает это любопытнейшим образом.

- Так, жулики из РФ продают криминальную машину белорусу, оставляют для себя дубликат ключа и узнают место жительства покупателя, чтобы потом, через неделю или месяц, украсть ее и вернуть обратно в Россию. Злоумышленник, не дожидаясь, когда тайное станет явным, идет на повторную кражу. И тут важны действия самих покупателей: в помощь идут смена сигнализации, дополнительные противоугонные средства или перепрошивка брелока, - отмечает один из наших экспертов.

Для примера – житель областного центра купил в РФ Toyota, но не переоформил ее. Мужчина захотел, чтобы «японец» эксплуатировался в Беларуси, но при этом находился на российском учете: регистрация в РФ освобождала его от некоторых штрафов, госпошлины и так далее – полет фантазии граждан поистине безграничен. В итоге мошенник и белорус составили договор купли-продажи на коленке где-то в России, затем покупатель вернулся домой, а преступник выследил, где тот живет, выждал подходящий момент и похитил автомобиль средь бела дня.

Мораль сей басни такова: если бы белорус изначально поехал в отдел регистрации и проявил интерес к действительности сделки, то вовремя узнал бы, что в России ездит его «двойник». Получается, сперва преступник украл авто в Петербурге, изменил VIN, подделал документы, а затем совершил повторную кражу – вот так завязался преступный клубок, который, к счастью, удалось распутать, несмотря на старания каждого участника цепочки запутать следы основательно.

К слову, за 2015 год зарегистрировано 239 краж (72,4% раскрываемости) и 923 угона (87,9%). К наиболее подверженным хищениям маркам относят ВАЗ (24%), Volkswagen (12,3%) Audi (6,4%), Ford (6%) и Opel (4,6%). Как правило, выявить обычную кражу в соседнем дворе не составляет большого труда, а вот словить целую преступную группировку – это уже дело посолиднее. Например, одна из них родом из РФ приезжала в Беларусь с целью хищения автомобилей и «охотилась» исключительно на премиум-класс (Lexus, Toyota Land Cruiser). Впоследствии дорогие иномарки увозили в Россию и переделывали для дальнейшего оборота. Таким образом, за год они украли около 15 автомобилей.

**

Что же, время Деточкиных давно прошло, и это касается как довольно квалифицированных способов обмана, так и намерений сегодняшнего преступника. Главный герой популярного советского фильма угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы», продавал их, а вырученные деньги переводил на счета детских домов. Современный мошенник действует лишь из побуждений личной наживы. Так что будьте бдительны и покупайте машины с умом! А покупая, не давайте никаких денег вперед, внимательно изучайте все документы и заключайте сделку с реальным автовладельцем. И не важно, где будет покупаться авто - на авторынке или в салоне, только Вам решать, кем быть - счастливым покупателем или несчастным потерпевшим.

Автомалиновка

Алина Вислоус

Фото: из архива, автора



Автор Сообщение
vovasik

Сейчас на форуме: нет

Киа Карнивал 2.9 ТДИ
неравнодушный к av.by


Репутация: 0    
Сообщения: 97

Из города: Зельва
Награды: Нет
Группа: Нет

# Пт Апр 01, 2016 09:59  ПрофильЛичное сообщение [ Ответить ]
Хорошая статья. Белорусам на заметку.
Показать сообщения:   
Новая тема  |  Ответить    Список форумов AV.by -> Обсуждение новостей Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы