24 часа Дайтоны. Победит не быстрый, а выносливый

 
 
Новая тема  |  Ответить    Список форумов AV.by -> Новости автоспорта
версия для печати
Предыдущая тема :: Следующая тема  

30-31 января состоялся марафон «24 часа Дайтоны». В 49-й раз знаменитый Международный автодром Дайтона принимал самую престижную гонку на выносливость в Северной Америке. Это сегодня 24-х часовой марафон входит в Золотую Тройку, наряду с «24 часами Ле-Мана» и «12 часами Себринга», а в далёком 1959 году все начиналось с шестичасовой гонки.

Широкие пляжи Дайтоны, с гладкими утрамбованными песками, стали привлекать авто- и мотогонщиков с начала прошлого века. Одержимые инженеры-изобретатели вместе с  искателями приключений съезжались со всего света, чтобы испытать свои гениальные творения в области автомобилестроения. С 1904 года пески Дайтоны стали ареной для установки неофициальных мировых рекордов скорости.

 С 1904 года на широких пляжах Дайтоны устанавливались неофициальные мировые рекорды скорости

«Сухой закон» в 20-х годах  заложил основание официальным автомобильным гонкам в США, когда группы бутлегеров устраивали заезды, чтобы выяснить, чей автомобиль быстрее и лучше подходит для ухода от полиции. Со временем соревнования стали привлекать случайных зевак, а также автопроизводителей. Нарастающая популярность нелегальных гонок послужила поводом для создания Национальной Ассоциации гонок серийных автомобилей, более известную как NASCAR. Предприимчивый гонщик тех лет Билл Франс-старший (Bill France Sr.) предложил создать организацию, которая займется регулированием правил по  подготовке автомобилей для борьбы в равных условиях. 21 февраля 1948 года образовалась самая популярная гоночная серия в США, которая по сегодняшний дней собирает огромную зрительскую аудиторию, уступающую по количеству лишь американскому футболу.

Набирающий популярность песчаный трек «Daytona Beach Road Course» стал отправной точкой для строительства на побережье Флориды гоночного автодрома. Вместе с Чарльзом Манипенни (Charles Moneypenny), местным инженером, Билл Франс обсудил планы по сооружению спидвея. Первый даже посещал испытательные полигоны Ford, где с ним делились отчетами о возможном применении на треке насыпных углов в поворотах, для достижения максимальных скоростей. Впоследствии это и стало визитной карточкой автодрома Дайтона.

Получив разрешение от города на строительство, а также 180 Га в аренду, «Большой Билл» заручился финансовой поддержкой  нефтяного магната Клинта Марчисона (Clint Murchison) и приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни. В 1957 году строительная техника приступила к работе. 

Для подготовки основания насыпных уклонов на участке были срезаны миллионы тон почвы, а из-за высокого уровня грунтовых вод на территории возникло знаменитое озеро Ллойд, названное в честь одного из шести основателей трека, Джозефа Ллойда (Joseph Lloyd). Водоем, площадью 11,7 Га, стали использовать как достопримечательность, устраивая на нём гонки на катерах. Билл Франс также распорядился заселить озеро рыбой, и с тех пор это стало очередной забавой и развлечением для приезжих.

Знаменитое озеро Ллойд площадью 11,7 Га возникло в результате масштабной стройки

Одной из самых главных проблем, при возведении насыпи, стала укладка дорожного полотна. Дорожные катки физически не могли перемещаться по склону, и тогда Манипенни предложил зафиксировать их на склоне, при помощи балок, к бульдозерам, установленным на вершине насыпи. Это позволило беспрепятственно каткам ехать по склону, не скатываясь. Позже, главный инженер проекта запатентовал данную технологию, с помощью который были построены и другие овальные треки в Америке. Такой способ и по сей день используется строителями для ремонта дорожного полотна, а также смены асфальтовых и бетонных покрытий на подобного рода автодромах.

Уникальная технология укладки дорожного полотна на овальных автодромах

Несмотря на финансовые трудности (Биллу Франсу даже пришлось заложить дом, а также продать 300 000 акций местным жителям), строительство трека было закончено в начале 1959 года. А уже 22 февраля состоялась церемония открытия, которую посетило свыше 42 тыс. человек. Сейчас же знаменитый овал может вмещать до 125 000 зрителей. Первые гонки на выносливость «Daytona speed way» стал принимать в том же 1959 году. 5 апреля состоялась 6-ти часовая гонка под эгидой Автомобильного клуба Соединенных штатов Америки (USAC) и Международной автомобильной федерации (FIA). Запланированные 1000 км. проехать не удалось, из-за наступления темноты, и гонку пришлось остановить на 900-м километре дистанции. Свои фамилии, как победители, вписали в историю аргентинцы Антонио Вон Дори (Antonio Von Dory) и Роберто Мейрес (Roberto Mieres), поочередно управляющие Porsche 718 RSK.

Автомобили Porsche стали первыми победителями на знаменитом овале

В 1962 и 1963 годах гонка проходила в 3-х часовом формате. С первых лет проведения Дайтона привлекала самых титулованных и именитых гонщиков со всего света. Одними из главных фаворитов в те годы были автомобили Ferrari. В 1963 году гонку выиграл знаменитый пилот Формулы-1, мексиканец Педро Родригес (Pedro Rodríguez), на легендарном Ferrari 250 GTO. Эти спорткары выпускались исключительно для гонок, а произведено их было всего 36 штук. Каждый оставшийся экземпляр представляет исключительную ценность для их владельцев, ведь стоимость этих автомобилей исчисляется десятками миллионов долларов.

Легендарный Ferrari 250 GTO

Красная Ferrari 250 GTO Berlinetta 1962 года из коллекции Maranello Rosso была продана на аукционе Bonhams за $38,1 млн

Один из главных соперников Ferrari в гонках начала 60-х - Chevrolet Corvette. Увы, автомобиль не отличался надежностью 

В классе GT II (прим. автомобили гран туризмо с рабочим объёмом двигателя не более 2 литров) продолжали доминировать «малолитражные» Porsche 356B Carrera. Задняя компоновка оппозитного двигателя позволяла быть на треке быстрее и маневреннее конкурентов на Alfa Romeo Giulietta SZ.

Несмотря на увеличение дистанции до 2000 км. в 1964 году, господство Ferrari 250 GTO и Porsche 356B продолжилось. Однако нельзя сказать, что итальянскому автопроизводителю приходилось легко на треке. На сцену вышла еще одна легенда – родстер Shelby Cobra. В том году британскому спорткару  не покорилась лишь Дайтона. В классе гран туризмо 5.0 автомобили Cobra побеждали на «12-ти часах Себринга» и «24-х часах Ле-Мана». Следующий год также нельзя было назвать победным. Классы GT 3.0 и 3.0+ разделили, и  Shelby Cobra Daytona Coupe в своем классе заняли весь подиум, а «трёхлитровый» 250 GTO финишировал в гордом одиночестве.

В 1965 году длина дистанции, как и годом ранее, составляла 2000 км. Организаторы впервые допустили к участию в гонке так называемые спортивные прототипы – тип гоночного автомобиля, специально построенный для участия в самых высоких категориях автоспорта. Это автомобили не были предназначены для продажи и использовались только на гоночных трассах. В Дайтоне были представлены три прототипа Ferrari (275Р, 330Р и 330Р2), а также новичок, специально созданный для участия в гонках на выносливость, легендарный Ford GT40, главной задачей которого было прервать гегемонию команды из Маранелло в мире гонок Endurance в начале 60-х. Славившиеся своей надежностью Ferrari «посыпались» уже к середине гонки, а Кен Майлз (Ken Miles) и Ллойд Раби (Lloyd Ruby) завоевали для "Форда" первую победу в гонках на выносливость.

Легендарный Ford GT40 прервал доминирование Ferrari в 1965 году

50 лет назад на Международном автодроме Дайтона была проведена первая «суточная» гонка. Она проходила полностью под диктовку всё тех же FordGT, но уже версии MkIIс фантастическим двигателем объемом 7.0 литров. Победу одержал, что и год назад, экипаж Майлз-Раби. Ferrariудалось отыграться в 1967 году, на прототипах 330 P3/4 и 330 P4. Победу праздновали итальянец Лорецно Бандини (Lorenzo Bandini) и новозеландец Крис Эймон (Chris Amon). Во многом, отсутствие борьбы за победу было вызвано сходами почти всех автомобилей Ford GT MkII, связанными с дефектами входного вала редуктора.

Ferrari 330 P3/4 Криса Эймона и Лоренцо Бандини

Золотые годы противостояния Ferrariс Shelby и FordGT подходили к концу. Начиная с 1968 года итальянской команде противостояли спорткары Porsche, которые с переменным успехом доминировали вплоть до 90-х в классах прототипов и гран туризмо, где на особом счету стоял легендарный 911-й.

Porsche 962 побеждавший в Дайтоне 5 раз

Построенный на базе 911-Turbo, Porsche 935 также становился триумфатором 24-х часов Дайтоны 5 раз

Энергетический кризис начала 70-х вынудил организаторов сократить гонку в 1972 году до 6-ти часов. А в 1974 году и вовсе отменить. На популярности марафона в Дайтоне не отразился и кризис 90-х, когда серию стали покидать прототипы Porsche, а после и заводские команды Mazda и Nissan. В связи с этим IMSA (Международная автоспортивная организация) представила новую категорию прототипов – WSC (World Sports Car). Эти автомобили отличались от привычных GTP (прототипов гран туризмо) открытым кокпитом и наличием плоского днища.

Прототип Mazda DG-3 1994 года

По традиции, «24 часа Дайтоны» открывает сезон кольцевых автогонок. На сегодняшний день в американской серии гонок на выносливость представлены 4-е класса автомобилей: прототипы (P), прототип челлендж (PC), кузовной класс Ле-Ман (GTLM) и кузовной класс Дайтона (GTD).

В класс Прототипов входят две категории автомобилей – Дайтона Прототип (Daytona Prototype) и LMP2 (Ле-Ман прототип). Прототип американской серии снабжен более мощным двигателем, чем европейский (в среднем на 100 л.с.).  А благодаря настройкам подвески и улучшенной аэродинамике, LMP2 имеют преимущество в поворотах. 

Прототип челлендж – по сути тот же LMP2, но с открытым кокпитом. Данные автомобили построены на шасси ORECA и выступают с моторами Corvette, причём только в США. Изначально эти машины были предназначены для выступления на Ле-Мане. Максимальная мощность двигателей – 440 л.с.

Кузовной класс GT Le Mans представлен автомобилями категории GTE. Для них существует четкий регламент, определяющий максимальные объемы двигателей, настройки подвески, а также расположение аэродинамических элементов кузова. В данный класс входят самые лучшие спорткары современности Corvette C7.R, BMW F13 M6, Ferrari 488 GTE, Porsche 911 RSR, Audi R8 LMS GT3, Lamborghini Huracan GT3, Dodge Viper GT3 R, Aston Martin Vantage GT3.

Кузовной класс Дайтоны – это серийные спорткары класса GT3, подготовленные к гонкам. Серьезных технических ограничений они не имеют. Максимально допустимая мощность силовых установок -  450 л.с.

31 января 2016 года финишировал очередной изнурительный марафон, по итогам которого, впервые с 2014 года, ле-мановский прототип победил в быстрейшем классе на автодроме Дайтоны. Экипаж Extreme Speed Motorsports на Ligier, в составе Скотта Шарпа, Йоханнеса ван Овербека, Луиса Фелипе Дерани и Эда Брауна, лидирующие на протяжении второй половины гонки, пришли к  финишу первыми. За 24 часа их Ligier JS P2 преодолел  736 кругов, что составляет более 4 200 км. 

Вторым стал экипаж Wayne Taylor Racing на Riley Chevrolet, под управлением Джордана и Рики Тейлора, Макса Анжелелли и Рубенса Баррикелло, с отставанием от победителя всего 20 секунд. 

Бронза досталась Райану Хантер-Рею, Марку Госенсе и Райану Диеле -  экипажу, пилотирующему прототип Riley Chevrolet  команды Visit Florida Racing.

 

Дмитрий Мандрик
Автомалиновка



Автор Сообщение
Andrey

Сейчас на форуме: нет

Site Admin


Репутация: 6    
Сообщения: 1439
Благодарности: 0/6
Из города: Минск
Награды: Нет
Группа: Нет

# Пт Фев 05, 2016 11:42  ПрофильЛичное сообщениеICQ [ Ответить ]
всем фанатом посвящается
Показать сообщения:   
Новая тема  |  Ответить    Список форумов AV.by -> Новости автоспорта Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы